Cайт fdslegal.ru использует файлы cookie и другие технологии для вашего удобства пользования сайтом, анализа использования наших услуг и повышения качества рекомендаций. 
Оставьте свой телефон и мы с вами свяжемся!
«Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности»

ТЕНДЕРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

В настоящее время всеми любимый Интернет, а также социальные сети, пользующиеся крайне большой популярностью – Instagram, Вконтакте, заполнены предложениями об участии в тендерах (или государственных закупках, аукционах, торгах, конкурсах…для многих эти понятия, к сожалению, являются тождественными). Объявления наперебой предлагают пройти обучение, после которого Вы с легкостью начнете зарабатывать, получать многомиллионные контракты и жить как в сказке.

Информационные ресурсы указывают о сотнях положительно реализованных процедур на суммы с большим количеством нулей, предлагая Вам сотрудничество, всего то за 1-1,5 % от цены выигранного контракта.

Однако если бы всё было так просто, то добрая половина нашей страны только и занималась, что участвовала в торгах, и зарабатывали все эти люди довольно внушительные суммы.

Если Вы только слышали такие слова как - тендер, аукцион, государственные закупки, запрос котировок, но никогда не сталкивались с данными процедурами на практике, то мы настоятельно советуем ознакомиться с данной статьей.

Что же стоит сразу уяснить для облегчения понимания данной сферы?
Если говорить простым языком, то государственные закупки нужны для удовлетворения потребностей нашего с Вами государства в различных товарах, работах и услугах. Номенклатура этих потребностей поистине огромна, начиная от канцелярских скрепок и заканчивая обеспечение крупными комплектующими для промышленных объектов

Причем поставщиком (участником закупок) может стать любой желающий, имеющий статус самозанятого, индивидуального предпринимателя или юридические лица любой формы собственности (ООО, АО и т.д.).

Главный принцип любых закупок — это формирование лучшего предложения на поставку товара или оказания услуги, выполнения различного рода работ. Это, как если бы строитель приходил на рынок и становился у входа с табличкой «куплю кирпич по 10 рублей за штуку», а продавцы - по очереди предлагали продать свой товар за меньшую цену.
Закупки для удобства можно разделить на три вида, которые имеют свою специфику, преимущества и недостатки.

1. Государственные закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44 - ФЗ (Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ) – заказчиками являются государственные и муниципальные органы, оплата осуществляется за счет бюджетов различных уровней.
Основной идеей здесь является экономия бюджетных средств. Поэтому необходимо понимать, что даже если Вы выходите на рынок госзакупок с очень хорошим товаром (услугой), то государственному Заказчику он может быть не нужен и предпочтение он отдаст аналогичному товару, но более дешевому

Стоит отметить, что преимуществом закупок, проводимых в рамках Федерального закона № 44 - является относительная простота подготовки документов, минимальные затраты на регистрацию и участие, практически полное отсутствие квалификационных требований к Участнику (за исключением закупок, где эти требования устанавливает законодательство, например наличие необходимых лицензий). Недостатки — это очень высокая конкуренция и, как следствие, сильный процент снижения. Основной формой проведения закупки является электронный аукцион и запрос котировок.

2. Государственные закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 №223 – ФЗ (Федеральный закон "О закупках товаров, услуг, работ отдельным видам юридических лиц" от 18.07.2011 № 223-ФЗ) – заказчиками являются организации, в уставном капитале которых доля государства составляет 50 и более процентов (типичный представитель – РЖД, МОЭСК, Росатом). Здесь у Заказчика больше «вольностей» и возможностей для обеспечения своих нужд товаром определенного уровня качества. Да и занимается Заказчик, как правило, коммерческой деятельностью (за исключением некоторых нюансов и специфики), что накладывает определенный отпечаток – ориентация на результат. Здесь очень часто цена, хоть и является основным критерием для определения Поставщика, но не играет главенствующей роли при определении победителя. На первое место выходит так называемая квалификация участника (в сущности, это его надежность как контрагента) - такие как количество лет на рынке, наличие опыта, аналогичного предмету закупки, специалисты в штате, техника и т.д.
Преимущества – конкуренция меньше, чем в закупках по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44 - ФЗ, более высокая рентабельность и меньший процент снижения. Недостатки - высокий порог вхождения для новых участников, размещение закупок на коммерческих площадках, где необходимо оплачивать возможность участия и прочие условия. Основной формой проведения закупки являются конкурсы и запросы котировок.

3. Коммерческие закупки – заказчиками выступают организации, которые используют собственные средства. Данные закупки не регламентируются приведенными выше федеральными законами (только Федеральным законом от 26.07.2007 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» и только в некоторых моментах). Заказчик абсолютно свободен в выборе способа закупки и определение критериев участника, а в дальнейшем - победителя. Зачастую, проведения процедуры закупки не накладывает на Заказчика обязательства заключить контракт. Однако сам факт участия может послужить рекламой участнику и его пригласят в качестве контрагента без процедур закупки. В данном случае поставщику проще найти возможность для реализации нестандартных и специфических товаров и услуг. Что касается документации и участия, то в большинстве случаев просто дублируются алгоритмы участия, предусмотренные для участия по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223 – ФЗ и Федеральному закону от 05.04.2013 № 44 - ФЗ

Недостатки – стандартные риски при заключении договоров, отсутствие обязательств со стороны заказчика заключить договор по итогам закупки, заказчик не ограничен в требованиях к участнику, специфические площадки и интернет-магазины с отдельной аккредитацией для конкретного заказчика и много другое.

Преимущества – возможность реализации практически любого товара. Многоуровневая процедура торгов может прекратиться направлением коммерческого предложения, полностью устраивающего заказчика. Как таковой, основной формы для проведения закупки в данном конкретном случае нет, встречаются, как и повторяющие государственные, так и весьма специфические.

На рынке закупок есть много сфер с различным уровнем конкуренции в каждой, поэтому гарантировать определенное количество продаж в месяц (квартал, год, день и т. д.) можно только после проведенной Аналитики. Например, продукты питания заказчики закупают, как правило, в виде комплексной услуги на товары одной тематики. Если Вы продаете продукты одного вида, то после проведения Аналитики Вы узнаете, есть ли спрос конкретно на продукты этого вида, в рамках каких процедур заказчиком он закупается. Таким образом, станет понятно, способны ли Вы конкурировать с уже зашедшими на этот рынок поставщиками, надо ли расширять ассортимент или стоит потратить запланированный на участие в закупках бюджет на другие инструменты увеличения продаж. Да, так тоже бывает - рынок государственных закупок не для всех. Есть огромное количество организаций, которые безуспешно, в течение нескольких лет тратили время и деньги на услуги тендерных организаций, оплачивали абонентское обслуживание, нанимали в штат специалиста, но так и не достигли желаемого результата. При достаточном количестве участий любая организация получит победу в конкурсе, рано или поздно, но не факт, что в конечном итоге это будет рентабельно.

Вывод напрашивается сам собой: определить, где выгоднее участвовать, чтобы не терять время, ресурсы и деньги, Вам поможет только грамотно проведенная Аналитика.

Мы проанализируем все закупки по Вашей направленности и специфике деятельности за предыдущий и истекший период текущего года в интересующих регионах или по всей России, а также выделим основных Заказчиков.

Мы проанализируем все закупки по Вашей направленности и специфике деятельности за предыдущий и истекший период текущего года в интересующих регионах или по всей России, а также выделим основных Заказчиков.

Какие еще услуги мы предлагаем Вам в целях облегчения участия в процедуре закупок:
Подбор и Рассылка – это список проводимых процедур по Вашей тематике, который мы подобрали исходя из специфики деятельности, региона (регионов) в котором Вы осуществляете деятельность; сумму на которую Вы рассчитываете (способны) оказать услуги (поставить товары) и других показателей, влияющих на ваше желанию участвовать в конкретной процедуре.

Все процедуры размещаются в Единой Информационной Системе (https://zakupki.gov.ru). Найти интересующие Вас процедуры можно самостоятельно через встроенный в ЕИС поиск, путем регулировки соответствующих параметров. Однако алгоритмы работы данного поиска существенно уступают платным коммерческим поисковым системам. К тому же их выгрузка не отличается удобством для пользователя.

Чек-лист – это фактический анализ конкурсной документации на предмет возможности участия для поставщика, предоставляемый в виде краткой выжимки из документации к процедуре. Для понимания - сможет ли Ваша организация принять участие в конкретной процедуре. Для этого необходимо знать, какие требования предъявляет Заказчик к Поставщику (организационная форма, обязательные требования по ФЗ-№44, наличие специальных допусков, лицензий и прочего). Проработка экономической составляющей (расчет сметы, исследование требований технического задания и сопоставление с максимальной ценой процедуры для понимания рентабельности) станет гораздо легче и быстрее, когда все нужные сведения находятся перед Вами, а не ищутся среди томов документации. На рентабельность процедуры так же влияет и размер обеспечения заявки и размер обеспечения контракта. Помимо ценового критерия оценки (самая низкая цена), заказчиком также может быть предусмотрен квалификационный критерий – опыт аналогичных работ, наличие людей в штате и т.д. Чек-лист фактически снимает с Вас потребность самостоятельно разбираться в нюансах и существенно экономит время при оценке целесообразности участия.

После изучения положений документации/информации из Чек-листа Вы принимаете решение об участии, для которого Вам понадобиться:
ЭЦП (электронно-цифровая подпись) – простым языком, то это некий файл, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать юридическое лицо, индивидуального предпринимателя или физическое лицо. Юридически ЭЦП это же самое, что обычная подпись, но в электронном виде. Она приравнивает любой электронный документ к бумажному оригиналу. Заказать ЭЦП можно в любом сертифицированном удостоверяющем центре.

Регистрация в ЕИС - для участия во всех процедурах, которые проводятся по Федеральному закону № 44 и в подавляющем большинстве процедур Федеральному закону № 223, поставщику необходимо быть зарегистрированным в Единой Информационной Системе. Делается это через личный кабинет ЕИС, путем загрузки требуемых документов. Для входа в личный кабинет Вам потребуется аккаунт на госуслугах. Регистрация на ЕИС
автоматически создает Вам личные кабинеты на ведущих шести федеральных площадках.

Регистрация на коммерческих площадках – как правило, процедура примерно одинакова той, что описана выше, но в ряде случаев потребуются дополнительные документы в виде писем, уведомлений и прочего.

Денежные средства для оплаты обеспечения заявок, тарифов на площадках, обеспечения исполнения контракта/оплаты банковской гарантии (относительно каждой конкретной закупки).
Обеспечение заявки – если кратко это показатель «серьезности» Ваших намерений, некая денежная сумма, которая блокируется на специальном счете Поставщика (или счете, привязанном к аккаунту электронной площадки при участии в коммерческих процедурах и некоторых процедурах по ФЗ-№223). Данная сумма будет разблокирована через некоторое время после окончания участия в процедуре и в последующем может использоваться Участником по своему усмотрению. Если победитель тендера нарушит требования законодательства в процессе заключения контракта, то сумма обеспечения Заявки отправится на счет Заказчика, таким образом исполняя ещё и функцию наказания. Если у участника нет необходимой суммы, то обеспечение Заявки может предоставляться в виде банковской гарантии.

Обеспечение исполнения контракта – задумывалось Законодателем как денежные средства, которые будут идти на устранение нарушений по исполнению контракта победителем процедуры, однако сложившаяся практика свидетельствует о том, что все разногласия стороны решают через суд и обеспечение исполнение контракта фактически стало лишь дополнительной статьей затрат для участника. Эти денежные средства возвращаются на счет участника, после того как контракт исполнится в полном объеме. Может быть внесена двумя способами - путем перечисления денежных средств на счет Заказчика, либо предоставления банковской гарантии на данную сумму.

Банковская гарантия — поручительство банка оплатить долг, если его клиент не выполнит взятое на себя обязательство. За выдачу такой гарантии банк получает плату от клиента.

Подготовка документов по требованию Заказчика – комплекс мероприятий по заполнению специальных форм, которые находятся в конкурсной документации, составление различного рода писем, и предоставление необходимых внутренних документов Поставщика, письма ИФНС, выписок из различных реестров и т. д.

Подача Заявки – прикрепление вышеуказанных документов на Электронную Торговую Площадку и последующая отправка Заказчику с помощью функционала ЭТП.

Заключение контракта с победителем – в конкурсной документации всегда содержится проект контракта с условиями, на которых Победитель должен будет поставить товары/оказать услуги Заказчику. В случае победы. Участник вносит в проект сведения о себе, прикрепляет на площадку и ждет подписания Заказчиком.

Мы предлагаем Вам со своей стороны оказать квалифицированную помощь в решении указанных выше вопросов, связанных с обеспечением и подготовкой всей необходимой документации и инструментов для участия в процедуре закупок.

С уважением,

отдел тендерного сопровождения «Fides».